9 сентября 2011 г.

Сериализация - общие сведения

Оглавление серии.

Этот пост содержит основные определения серии.

Сериализация

Операция записи каких-то данных в файл заключается в их сериализации (от англ. serialize - переводить в последовательную форму) в последовательность байт (и записи результата в файл).

Обратной к операции сериализации является операция десериализации — восстановление начального состояния структуры данных из байтовой последовательности.

Эта байтовая последовательность записывается или загружается в/из файл(а). Соответственно, сериализация используется для передачи объектов по сети и для сохранения их в файлы. Это просто название для операции "выкладывания" ("упаковки") данных в файл. Десериализация - операция "распаковки" данных из файла. Если вы сериализуете какие-то данные, а затем десериализуете их, то получите эквивалентный набор данных, имеющих тот же смысл, что и оригинал. При некоторых дополнительных условиях это будет полная копия оригинала.

Любой из схем сериализации присуще то, что кодирование данных последовательно по определению, и извлечение любой части сериализованной структуры данных требует, чтобы весь объект был считан от начала до конца и воссоздан. Во многих приложениях такая линейность полезна, потому что позволяет использовать простые интерфейсы ввода/вывода общего назначения для сохранения и передачи состояния объекта.

Маршалинг

Почти синонимом термина "сериализация" является маршалинг (от англ. marshal — упорядочивать). Обратный процесс - демаршалинг (аналог десериализации). Маршалинг - более общее понятие, чем сериализация. Всякая сериализация является частным случаем маршалинга. Отличие маршалинга от сериализации в том, что сериализация предполагает упаковку лишь данных программы. Скажем, матрицы чисел, записи о сотруднике в картотеке или таблицы высот игрового уровня. Когда говорят про маршалинг, подразумевают сериализацию не только данных программы, но и её программного состояния, мета-информации. К примеру, сериализация объекта с полями запишет лишь данные объекта (поля). Маршалинг же объекта запишет не только информацию о его данных (полях), но и информацию по восстановлению структуры объекта - класс объекта, либо же его мета-информацию для реконструирования типа.

Маршалируя и демаршалируя объект вы создаёте его полную копию. При этом принимающая сторона может ничего не знать про объект.

Маршалинг используется в различных механизмах RPC, где есть необходимость в передаче данных между процессами и потоками, а также для обмена данными с движками скриптов. Во всех этих случаях маршалинг используется, чтобы "упаковать" вызов метода, его параметры, передать сообщение на другую сторону для выполнения (другой процесс или машину в случае RPC или скрипт в случае скриптового движка), и провести обратный процесс (демаршалинг) для распаковки ответа в результат вызова метода.

Персистентность

Персистентность - это свойство чего-либо поддерживать постоянное (перманентное) состояние. Скажем, применительно к объекту персистентность обычно означает способность этого объекта сериализовать (и десериализовать) самого себя.

Способы сериализации данных в Delphi

В любом случае, если вы мало что поняли из сказанного выше, вам нужно вынести только одну вещь: "сохранение данных в файл - это сериализация данных в файл, загрузка данных из файла - это десериализация".

Итак, для наших целей в качестве примеров мы будем рассматривать загрузку и сохранение таких данных:
  1. Строка или набор строк - текстовые данные
  2. Массив чисел: array of Extended - набор однородных данных
  3. Пары имя-значение - набор ассоциативных данных
  4. Запись - набор неоднородных данных
  5. Набор (массив) из записей - иерархический набор данных
  6. Массив из записей внутри записи - составные данные
  7. Какие-то другие примеры данных, иллюстрирующие особенности конкретных подходов
Давайте сразу же приведём пример объявления этих структур:
  1. Одно значение: Double
  2. Одно значение переменного размера: String
  3. Набор однородных значений: array of Double
  4. Набор однородных значений переменного размера: array of String
  5. Запись - набор неоднородных данных:
    type
      TData = record
        Signature: LongWord;
        Size: LongInt;
        Comment: String;
        CRC: LongWord;
      end;
  6. Набор (массив) из записей - иерархический набор данных:
    type
      TPerson = record
        Name: String;
        Age: Integer;
        Salary: Currency;
      end;
    
      TPersons = array of TPerson;
  7. Массив из записей внутри записи - составные данные:
    type
      TCompose = record
        Signature: LongInt;
        Person: TPerson;
        Count: Integer;
        Related: TPersons;
      end;
    
      TComposes = array of TCompose;
  8. Какие-то другие примеры данных, иллюстрирующие особенности конкретных подходов

2 комментария :

  1. Я, быть может, не очень по теме, но вопрос такой: как вы думаете, что происходит с аргументами сеттером после десериализации?

    property Coll: TCollection read GetCollection write SetCollection;
    ...
    procedure SetCollection(const Value: TCollection)
    begin
    // тут используется копирование коллекции из аргумента в поле по типу:
    Value.CloneTo(FColl);
    end;

    Известно, что некомпоненты наследники TPersistent при десериализации вообще обходят сеттеры - они десерилизуются сразу в значения полей объекта (это можно проследить на примере TStringList - вы никогда не попадёте в SetStringList при десериализации). Например, такой класс:

    TOrigin = class(TPersistent)
    private
    FX: Integer;
    FY: Integer;
    FZ: Integer;
    procedure SetX(const Value: Integer);
    procedure SetY(const Value: Integer);
    procedure SetZ(const Value: Integer);
    published
    property X: Integer read FX write SetX;
    property X: Integer read FY write SetY;
    property X: Integer read FZ write SetZ;

    если будет являться свойством другого класса:

    TSome = class(TComponent)
    private
    FOrigin: TOrigin;
    procedure SetOrigin(const Value: TOrigin);
    published
    property Origin: TOrigin read FOrigin write SetOrigin;

    то при десериализации TSome мы никогда не попадём в SetOrigin, значения X, Y и Z будут вписаны напрямую в Origin.X, Origin.Y и Origin.Z именно поля TSome, полученного через геттер.

    Теперь собственно вопрос: а что происходит потом с этими Value, после десериализации? Надо ли очищать память (Value.Free) вручную или это предусмотрено языком?
    Например, в случае с TOrigin - не надо, мы попросту не попадаем в сеттер -> никакого лишнего объекта нет. А что делать, если всё происходит именно через сеттер, но объект не замещается в поле класса, а клонируется (по типу коллекции)? Надо ли его очистить и станет ли он утечкой, если этого не сделать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не уверен, что понял проблему.

      > некомпоненты наследники TPersistent при десериализации вообще обходят сеттеры

      Неверно. Вот стек вызова для вашего TSome/TOrigin:

      Unit1.TOrigin.SetX(5)
      SetOrdProp
      TReader.ReadProperty
      TReader.ReadDataInner
      TReader.ReadData
      TComponent.ReadState
      TStream.ReadComponent
      Unit1.Button1Click

      > это можно проследить на примере TStringList - вы никогда не попадёте в SetStringList при десериализации

      Вообще-то у TStringList (вернее - его предка TStrings) нет published свойств. Вместо этого TStrings переопределяет DefineProperties, где указывает, что ему нужно сохранять свойство Strings, и что делать это он будет через ReadData и WriteData.

      > то при десериализации TSome мы никогда не попадём в SetOrigin, значения X, Y и Z будут вписаны напрямую в Origin.X, Origin.Y и Origin.Z именно поля TSome, полученного через геттер

      Разумеется, ведь вы читаете свойства объекта, а не объект. Поэтому SetOrigin вызван не будет, но будут вызваны SetX и т.д.

      > а что происходит потом с этими Value, после десериализации?

      Как уже должно быть понятно к этому моменту - нет никаких Value во время десериализации. RTL просто читает свойства объекта из потока.

      Удалить

Можно использовать некоторые HTML-теги, например:

<b>Жирный</b>
<i>Курсив</i>
<a href="http://www.example.com/">Ссылка</a>

Вам необязательно регистрироваться для комментирования - для этого просто выберите из списка "Анонимный" (для анонимного комментария) или "Имя/URL" (для указания вашего имени и (опционально) ссылки на сайт). Все прочие варианты потребуют от вас входа в вашу учётку.

Пожалуйста, по возможности используйте "Имя/URL" вместо "Анонимный". URL можно просто не указывать.

Ваше сообщение может быть помечено как спам спам-фильтром - не волнуйтесь, оно появится после проверки администратором.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.